Максим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по
окончании её был в капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как он
отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования
композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством
знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В
1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне
трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с
собой.
К сожалению, краткая композиторская деятельность Березовского для русской
церкви прошла почти без следа. В своем концерте «Не отвержи мене во время старости»
(стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70) Березовский даёт классический образец
паралитургического концерта итальянского стиля в понимании русского православного,
музыкально весьма образованного композитора.
Другое произведение Березовского для церковных хоров написано в совершенно
другой форме — в форме речитативных фраз с разнообразными каденциями в конце
фраз-членов Символа Веры, причем эти каденции служат иногда модуляциями для
продолжения речитатива следующей фразы, на другом аккорде.
Кроме того, Березовскому принадлежат еще несколько причастных стихов, — эти
сочинения были даже в свое время напечатаны. Кроме того, в рукописях остались:
1) Литургия, 2) концерт «Отрыгну сердце», 3) концерт «Милость и суд», 4) «Слава
в вышних Богу», 5) Причастен «Хвалите Господа с небес», 6) «Блажени яже избрал»,
7) «Не имамы иныя помощи» и еще нисколько произведений.
В. Металлов,
посвятивший свой труд отчасти и критике духовно-музыкальных произведений, так
характеризует творчество Березовского: «Произведения
Березовского носят на себе меньше следов зависимости от итальянской музыки и во
многих отношениях самостоятельны и самобытны, являя собою заметный поворот в
развитии первоначального духовно-музыкального творчества в духе и направлении
более национальном. Свобода и самостоятельность голосоведения в стиле
контрапунктическом, художественность целого предпочтительно пред внешним блеском
мелодического движения отдельных голосов, осмысленность в расположении текста с
музыкою, сила художественного творчества в целом и замечательная техника в
разработке деталей — таковы отличительные особенности духовно-музыкальных
произведений Березовского».
Ранняя смерть Березовского
— он умер в возрасте всего лишь 32 лет — не дали возможности его творчеству для
хорового богослужебного пения ни развиться, ни углубиться, ни оставить по себе
более глубокого следа.