Павел Григорьевич Чесноков родился близ г. Воскресенска (ныне г. Истра)
Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье
сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и
пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном
училище церковного пения. В 1895 Чесноков окончил Синодальное училище с золотой медалью.
Затем работал в разных московских училищах и школах;
в 1895-1904 преподавал в Синодальном училище и на ежегодных летних регентских курсах
в Петербурге, активно участвовал в регентских съездах, в 1901-1904 был помощником
регента Синодального хора, в 1916-1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.
Не ограничиваясь полученным образованием и опытом, брал уроки композиции у С.И. Танеева,
Г.Э. Конюса. В 36 лет, будучи известным композитором и дирижером, поступил в Московскую
консерваторию (учился у Ипполитова-Иванова) и в 1917 получил диплом по классам композиции
и дирижирования.
После революции преподавал и дирижировал в разных местах (училище им. Октябрьской революции,
2-й Госхор, Московская академическая капелла, хор Большого театра, капелла Московской
филармонии, хоровой класс (позже - кафедра) консерватории), одновременно не оставляя
регентства (до 32 г. в храме Христа Спасителя). В 1940 г. издал книгу "Хор и управление
им", изначально задуманную как обобщение регентского опыта; с тех пор она стала одним из
главных и лучших учебников по хоровому делу. Во время войны Чесноков, оставаясь регентом,
не поехал в эвакуацию с профессорами консерватории и, лишившись хлебных карточек, голодал
и умер в начале 1944 г.
Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес - духовных сочинений и переложений
традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения,
панихида, циклы "Ко Пресвятой Богородице", "Во дни брани", "Ко Господу Богу"), обработок
народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Стиль хорового письма Чеснокова неподражаем
и всегда узнаваем. Изысканность и красота гармоний, эмоциональная глубина и чистота,
открытость в выражении религиозного чувства, великий мелодический дар делают Чеснокова
крупнейшим духовным композиторов ХХ в. Несмотря на прекрасное знание голосов и законов
хоровой фактуры, хоры Чеснокова (а тем более сольные мелодии, например, "Ангел вопияше",
"Да исправится" и т.д.) весьма сложны и "рискованны" для церковного исполнения: их нужно
петь или очень хорошо и строго, или не петь вообще, - малейший эмоциональный "нажим" может
превратить тончайшии гармонии в недопустимую "слащавость" и сентиментальность.