Гречанинов Александр Тихонович — родился (13) 25 октября 1864 г. в Калуге,
(по другим сведениям — в Москве, в купеческой семье).
В 1881-1890 годах А.Т.Гречанинов учился в Москве в консерватории,
сначала у П.И.Чайковского, потом у А.С.Аренского, затем — в Петербургской
консерватории, у Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, «Добрыня Никитич»,
была поставлена в московском Большом театре в 1903. Вторая, «Сестра Беатриса»
(по Метерлинку) — в 1912 в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной
цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. Собственно говоря, А.Т. Гречанинов —
светский композитор. Но он написал также немало хороших произведений и для церковных
хоров. Особенно характерны его отдельные песнопения, из которых некоторые представляют
собой переложения-обработки уставных напевов русской
церкви для хора, но большая часть его духовно-музыкальных произведений
является свободными сочинениями. Наиболее характерными для
духовно-музыкального творчества А.Т.Гречанинова являются именно отдельные
песнопения. Как в своих обработках распевных мелодий, так и в своих свободных
духовно-музыкальных сочинениях Гречанинов нередко применяет обороты и
приемы, подсказанные народными песнями. Но иногда он не чуждается приблизиться к
условным формам хоровой фактуры в стиле духовно-музыкальных произведений
П.И.Чайковского. Наиболее характерной в этом отношении является его первая
литургия, опус 13 (1897 г.), в которой он как бы за образец берет литургию
Чайковского, опус 41.
Самостоятельна его вторая литургия, опус 29, написанная им в 1902 году для
большого, сильного хора. Особенное внимание в этой литургии привлекло
"Верую...", получившее громадное распространение. В этом "Верую..." Гречанинов
поручил альту читать текст Символа Веры, причем, хор создает этому чтению
гармонический фон: он протяжно поет слово "верую", ("исповедую", "чаю") на
соответственно меняющихся аккордах. Получилось замечательное, еще до тех пор
никем не применявшееся сочетание простой, почти что традиционной псалмодии и
хорового, напоминающего орган, пения хора. Все внимание слушателей сосредотачивается
на тексте; аккордовый фон совершенно не отвлекает внимания. Это "Верую..." прочно вошло
в обиход многих русских церковных хоров и напето на многих граммофонных пластинках.
Впоследствии Гречанинов сделал попытку выйти за рамки традиционной православной
богослужебной музыки: в 1917 году им была написана
"Литургия демественная" опус 79, для солистов, тенора и баса, хора, струнного
оркестра, органа и арф. Ее концертное исполнение состоялось уже за границей, в 1926 году.
Необычность этого произведения, наряду с демественными напевами и богослужебными текстами,
использующего весьма современные музыкальные приемы, у многих вызвала неприятие его в
качестве церковного, т.е. предназначенного для молитвы поскольку оно не укладывалось в рамки
исторически сложившегося типа церковного пения. С другой стороны, несомненен религиозный
характер демественной литургии, так что она пользуется заслуженной популярностью
и сейчас.
Вскоре после 1925 года А.Т.Гречанинов эмигрировал и жил сначала в Париже, а
с 1939 года в США (получил американское гражданство в 1946). В эмиграции он продолжал
(но очень мало) писать произведения для церковных
хоров, но печатать их ему уже не удавалось. Незадолго до своей кончины, в 1943
году, Гречанинов написал для смешанного хора литургию, опус 177, N 4, названную
им "Новый Обиход". Композитору было уже за восемьдесят,
когда появилась его третья опера — «Женитьба» (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова
включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни
фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка
для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил
ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу
принадлежит книга "Моя жизнь".
Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956 года в возрасте 92 лет.