1812 года к Российской Империи отошла территория между Прутом и
Днестром - практически вся нынешняя Молдавия. Здесь, неподалеку от
Кишинева (в котором жило тогда не более десяти тысяч человек), в
1830 году в семье церковного псаломщика Феодора Львовского родился
сын Григорий.
Находясь постоянно в
храме, в буквальном смысле «с пеленок» осваивал юный Григорий
церковное чтение и пение. Естественным было получение духовного
образования и, со временем, места отца. Однако во время обучения в
Кишиневской духовной семинарии становятся очевидными незаурядные
музыкальные способности Львовского, и по окончании семинарского
курса он едет не домой, а в Петербург, где успешно поступает в
Придворную певческую капеллу, директором которой был тогда А.Ф.
Львов. Закончив обучение в капелле и получив диплом регента,
Львовский возвращается на родину, и ему сразу предлагают место
регента архиерейского хора в Кишиневе. В этой должности он
проработал меньше двух лет: в Петербурге не забыли талантливого
юношу из Бессарабии, и когда потребовался регент в
Александро-Невскую лавру, по рекомендации Львова он был вызван
обратно в столицу. Спустя два года двадцатисемилетнего Львовского
ждало еще одно, на сей раз уже окончательное, повышение - он
становится регентом Петербургского митрополичьего хора и ему
поручено заведовать хором Исаакиевского собора. В этом качестве
Григорий Львовский прослужил 35 лет, выйдя в отставку по состоянию
здоровья лишь за год до смерти (умер 5 октября 1894 года).
Большой талант в
сочетании с огромным практическим опытом регента позволили
Львовскому стать одним из лучших церковных композиторов своего
времени. В своих переложениях он старался в точности сохранить
подлинную мелодию древних напевов, не меняя ее оригинального ритма
.
Оригинальные сочинения
Львовского несколько свободнее, но и в них видно, что главная цель
автора - прежде всего передать содержание молитвенного текста в
соответствующей форме. Во многих случаях (как, например, в
знаменитом «Ныне силы») ему это несомненно удавалось. Многие из его
произведений и обработок заслуженно стали классикой церковного пения
в одном ряду с Бортнянским и Львовым. Просто, красиво, по-настоящему
церковно.