С.Б. Толстокулаков родился в 1955 г. в г. Омске.
В 1981 г. окончил Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина по классу хорового
дирижирования у преподавателя заслуженного работника культуры РСФСР Веры Николаевны
Перелыгиной.
В 1986 г. окончил Новосибирскую Государственную консерваторию им. М. Глинки,
факультет хорового дирижирования в классе доцента, заслуженного работника культуры
РСФСР Юрия Александровича Брагинского.
В Омском музыкальном училище занимался композицией с композитором Ильей Марковичем
Хейфецем. Учась в консерватории, посещал уроки по композиции в классе профессора Георгия
Николаевича Иванова.
По окончании консерватории работал руководителем академического хора областного “Дома
учителя” г. Омска. Также работал преподавателем в Омском музыкально-педагогическом училище,
одновременно работая по совместительству в Омском институте Культуры.
В это время Сергей Борисович пишет много детских песен для хоров омских музыкальных школ
и детских хоровых студий, которые успешно исполняются. В Омске также была написана кантата
(триптих) для детского хора “У обелиска”.
Будучи в Тобольске, работая четыре года вместе со своей супругой Ангелиной Толстокулаковой
в регентском классе при Тобольской Духовной семинарии, пишет много богослужебной православной музыки.
Cотрудничая с профессиональным ансамблем русской народной песни “Круг”, Сергей Толстокулаков пишет
хоровую кантату “Тобольские песни” для хора и солистов в сопровождении фортепиано и ударных
инструментов, состоящую из 8-ми хоров на темы тобольских народных песен.
Кроме хоровой музыки им написаны романсы и пьесы для фортепиано.
В духовных произведениях он пытается продолжить линию Александра Кастальского,
Степана Смоленского, основателей так называемой “московской школы”, которая на рубеже 19 - 20 вв.
отстаивала, в противовес школе “петербургской”, способы развития музыкального материала, идущие
из народного песенного творчества. Александр Кастальский считал, что знаменный распев - “колыбель”
всей нашей сегодняшней церковной музыки, - родился в результате органичнейшего сплава интонаций
музыки церковной греческой и интонаций музыки русской народной.
Судя по переписке, которую особо интенсивно вел Сергей Борисович со своими знакомыми
регентами несколько лет назад, его духовные произведения исполняются во многих городах России,
а именно: в Новосибирске, Омске, Хабаровске, Краснодаре, Орле, Перми, Тобольске, Тюмени и др.
Очень теплые слова в адрес композитора сказал А. Н. Родюков, преподаватель Екатеринбургского
Духовного училища. На вопрос “Можете ли вы кого-нибудь выделить из современных церковных композиторов?”,
он ответил: “Толстокулаков С.Б.… очень интересный композитор, очень молитвенный… Интересные переложения
делает владыка Ионафан. У Трубачева есть интересные переложения. Но это я знаю только единичные случаи,
а у Толстокулакова я видел целый сборничек - очень интересный. И отец Матфей (Мормыль) отмечал
Толстокулакова, как интересного композитора”.
Кроме композиторской деятельности, Сергей Борисович занимается преподавательской и музыковедческой
деятельностью. В Духовном училище вел и ведет Курс истории церковного пения, хорового дирижирования и
хоровой класс. А в своих статьях пытается теоретически обосновать то, что он практически воплощает в
своих духовных произведениях, пытается ответить “какая музыка может считаться именно русской церковной,
православной?; какое исполнение будет считаться именно церковным, православным, какое нет?”
В апреле 2002 года Толстокулаков С.Б. был награжден Патриаршей наградой Орденом Русской
Православной Церкви святого преподобного Сергия Радонежского III степени.