Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - Великий пост /
Великий канон с переводом
Великий канон Андрея Критского
(с переводом на русский язык)
читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг
первой седмицы Великого поста.
В понедельник первой седмицы Великого поста
Во вторник первой седмицы Великого поста
В среду первой седмицы Великого поста
В четверг первой седмицы Великого поста
Скачать текст канона в формате WORD (.doc) можно из раздела "Псалтирь, молитвослов"
О Великом каноне Андрея Критского
«Преизряднейший таинник покаяния», каковым именем Святая Церковь достойно
ублажает творца Великого канона преблаженного пастыря Критской Церкви святого
Андрея, собрав в этом каноне воедино события ветхозаветной и новозаветной истории от
падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного
сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души
грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к
покаянию и нравственному исправлению. По всей справедливости бессмертному творению
Критского пастыря приличествует также в равной мере наименование «канон покаянный»
или «умилительный». В нем предлагаются христианам многоразличные образцы жизни
добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя
от них, равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь
собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к
самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию. Перед взором грешника проходят лица,
деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силой
отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его
вниманию предлагается вся священная история на примерах благочестия и нечестия ее
деятелей, их обращений к Богу и нераскаянности в грехе. Помимо примеров из священной
истории творец канона указывает на живой пример самого крайнего падения и восстания в
лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства.
Покаянный, или Великий, канон читается по частям на великом повечерии в понедельник,
вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста и потом полностью на утрени в
четверг пятой седмицы.
По своему внешнему составу Великий канон святого Андрея Критского во всем,
исключая обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что
заключает в себе девять песней (обыкновенно богослужебный канон не имеет второй
песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Помилуй мя, Боже,
помилуй мя». Сначала он имел только 210 тропарей, по времени признательная Церковь
присоединила к ним еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким
образом, называясь Великим произведением по своему содержанию, высоте мыслей и силе
выражений, канон святого Андрея называется также Великим и по своей обширности (все
другие подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немногим
более).
При всем своем неизъяснимом, полном духовного умиления достоинстве, Великий канон
святого Андрея Критского тем не менее содержит в себе весьма немало трудностей для
понимания. Общая всем вообще церковным канонам, а в частности и преимущественно
Великому канону, неудобопонятность (в церковнославянском их переводе) зависит
главным образом от того, что обилие мыслей выражается в них немногими словами, а с
другой стороны от дословного и притом не всегда точного их перевода на
церковнославянский с греческого. Великий канон,
читаемый на первой седмице Великого поста, приведен в настоящем издании
с параллельным ему русским переводом Н. Кедрова, выполненном в 1914 году.